Скульптор И. М. Чайков любил ставить себе необычные, казалось бы, невозможные для его искусства задачи. Скульптура статична. Трехмерная и массивная, она должна иметь прочную опору. Устойчивость - непременное техническое условие ее существования. Но если хочется изобразить в ней прыжок? Или полет? Вылепить движущегося в толще воды пловца? Скульптор упрямо возвращается к подобным "нескульптурным" темам.
Он начинал в Киеве учеником, а затем помощником гравера, в 1910-13 гг. учился скульптуре в Париже у Н. Аронсона и в Высшей школе декоративного искусства, потом в Высшей школе изящных искусств. В революционные годы он воздвигал в Киеве временные памятники. В начале 1920-х гг. сооружал из стержней и гнутого металла своеобразные угловатые и подвижные фигуры-конструкции - "Мостостроитель" (1921), "Электрификатор" (1925). Само человеческое тело превращалось в них в подобие механизма. Влияние кубизма побуждало строить иные фигуры, из упрощенных геометризированных объемов - "Кузнец" (1927). В 1928 г. Чайков вылепил двух борющихся футболистов: один падает, другой в прыжке отбивает у него мяч. Вся группа повисла в воздухе, держится на одной точке на краю пьедестала, летящая фигура незаметно закреплена в точке соприкосновения с падающей. Технически это было сделано виртуозно, но о чисто скульптурной убедительности остановленного на лету мгновенного состояния двух фигур можно было поспорить. Когда десятилетием позднее скульптор, для отливки в бронзе, подробнее проработал все детали, убедительность этой динамичной группы, пожалуй, уменьшилась.
Так или иначе, но сходные мотивы отрывающегося от земной опоры движущегося тела продолжают волновать скульптора. Он лепит "Прыжок с шестом" (1953) - высоко прянувшую в воздух фигуру; "Аквалангистку" (1961), связанную с пьедесталом лишь прикосновением к подвижному телу дельфина, и другие подобные работы. А рядом с этим делает отличные скульптуры, более традиционного характера, - выразительные портреты своих коллег-художников В. А. Фаворского (1928), К. Н. Истомина (1935) и многих других.