1902 (1903), г. Рогачев, Гомельская губ. - 1980, Ленинград
Родившийся в глубокой провинции, А. Л. Каплан на удивление рано пристрастился к искусству, даже подрабатывал в юности изготовлением вывесок и преподавал рисование в школе. Лишь в 1922 г. он смог отправиться учиться в Петроград. В 1927 г. закончил живописный факультет Вхутеина, однако живописцем не стал. Поначалу занимался для заработка книжной и промышленной графикой, оформительским искусством и т. п. В конце 1930-х гг. познакомился с техникой литографии, увлекся ею и быстро овладел ее приемами. В 1944-47 гг. создал серию "Ленинград", в которой передал свое особое восприятие города, проявив себя как серьезный мастер.
И все же подлинные масштабы и уникальность дарования Каплана обнаружились гораздо позднее, когда он исполнил обширную серию цветных литографий по мотивам повести Шолом-Алейхема "Заколдованный портной" (1953-63). Здесь в 50 крупноформатных листах художник соединил собственные задушевные впечатления детства и юности с мотивами еврейского традиционного народного искусства и поразил зрителей декоративным богатством и трогательным смешением лиризма и юмора, наивности и мудрости. Серия оказалась переломной в его творчестве. Одновременно с нею и вслед за нею в течение полутора-двух десятилетий, неустанно и вдохновенно работая, Каплан создал громадное количество литографий, объединяемых в большие серии (некоторые достигали нескольких десятков сюжетов и даже более 100). Все они были посвящены темам, почерпнутым из еврейской литературы, - чаще всего из произведений Шолом-Алейхема ("Тевье-молочник", 1957-61; "Песнь песней", 1962; "Стемпе-ню", 1963-67) и из народной литературы (сказка "Козочка", 1957-61; "Еврейские народные песни", 1958-60). В этих листах Каплан сохранял большей частью принципы декоративного решения, счастливо найденные им в "Заколдованном портном", но не пренебрегал и решениями чисто изобразительными.
В поздние годы Каплан заметно расширил круг излюбленных тем и технических средств. Он успешно освоил живопись темперой и гуашью в цикле по мотивам сюиты Д. Д. Шостаковича "Из еврейской народной поэзии" (1963), а также в великолепных натюрмортах (1964-65), затем обратился к керамике и там показал себя как незаурядный художник, создав в шамоте, расписанном глазурями, ряд произведений, варьирующих темы его графики. В керамике же была исполнена и последняя его работа - цикл по мотивам "Мертвых душ" Н. В. Гоголя.